Добавлено: Ср Июл 24, 2024 5:27 am
Заголовок сообщения: И-30 вопросы по матчасти
Доброго времени суток коллеги, интересует информация по самолету И-30, схемы чертежи фото описания, особенно по И-30 II, как на нем осуществлялся выход воздуха от крыльевых маслорадиаторов, а то не возможно понять, вход есть
Добавлено: Чт Июл 25, 2024 6:07 pm
Заголовок сообщения: Re: И-30 вопросы по матчасти
Алексей_И2 писал(а):
особенно по И-30 II
Разобрался с заслуживающими доверия источниками. Это, конечно, никакой не И-30 II (И-30-II, И-30-2 и так далее) - такого самолета по тогдашним документам не существовало, о чем явно пишет С.Кузнецов:
и косвенно - А.Степанец (в своем труде он оперирует только наименованиями Як-3-1, Як-3-2). Более того, это и не "более совершенный второй прототип И-30", как ныне принято понимать и писать. Это первый прототип, причем в первоначальном своем виде, который заметно изменился к окончанию заводских испытаний.
Посмотрим, как это было. Цитаты:
1 - Степанец
2 - Кузнецов
3 - Якубович/Кузнецов
4 - Степанец
5 - Кузнецов
Вот, собственно, и вся история, в результате которой получился прошедший госиспытания первый прототип И-30, который собирались запускать в серию. То есть на вышеуказанных фото, что подтверждает Степанец (цитата 1), запечатлен прототип 1 в момент выкатки где-то близко к 4-5 апреля 1941 года (лежит подтаявший, но еще приличный снег). Это именно то, о чем пишут и Степанец, и Якубович/Кузнецов (цитаты 2 и 3): cамолет с деревянными консолями без предкрылков (трубка Пито торчит из носка крыла), с маслорадиаторами в крыле, с задним (за кабиной по типу Як-1) расположением водорадиатора. Не второй прототип, которого еще и не было, а первый, в виде до заводских испытаний, то есть до 4-5 апреля 1941:
Дальше идут испытания и происходит первая метаморфоза (цитаты 4-5) - появляется маслорадиатор под капотом:
Меняется двигатель на М-105П, происходит вторая метаморфоза - водорадиатор от Як-7 ставится под кабину:
И все - вот он И-30 (он же Як-3 1941 года), который собирались запускать в серию. Никаких "Построенный весной 1941 года второй прототип И-30-II отличался от первого образца новое носовой частью, из-за перенесённого воздухозаборника", как пишет Википедия (она у нас строго следует фактам, к которым, очевидно, относит разные статейки по мотивам Кондратьева образца 1983 года).
Вы спрОсите - а что же второй прототип, может быть, у него в самом деле был этот "перенесенный воздухозаборник" и он был таки похож на "чертежи И-30-II" и вышеприведенные фотографии? - ан нет. Степанец отмечает следующие отличия второго прототипа от первого:
а в ряде источников, в том числе и у Кузнецова, приводится фото Як-3-2 (второго прототипа) в терминальном состоянии, где отчетливо видны маслорадиатор под капотом и место установки водорадиатора под кабиной по типу Як-7:
то есть существенные изменения первого прототипа ожидаемо были повторены на втором, даже если на нем имелись какие-то усовершенствования вроде кабины и установки пушек в крыле. А положение трубки Пито в носке крыла указывает на то, что это именно второй прототип с деревянными консолями - первый к госиспытаниям обрел уже полностью металлическое крыло с предкрылками и трубкой Пито под крылом.
Аминь
ЗЫ Большая фотка - Як-3-1 до или в начале заводских испытаний, примерно март- начало апреля 1941
материалы были в одном из номеров "Самолётов мира"
Хороши был альманах, много уникальных материалов опубликовано. Но сейчас сложно достать в электронном виде - почти повсеместно поудаляли или низкое качество сканов.
Хороши был альманах, много уникальных материалов опубликовано. Но сейчас сложно достать в электронном виде - почти повсеместно поудаляли или низкое качество сканов.
У меня существенная часть (хоть и далеко не всё) преспокойно лежит в бумаге. Каталогизированное по типам со ссылкой на страницу...
А в целом да, разваливающийся коллектив редакции и авторов Крыльев Родины породил немало отличных журналов! Забавно, что выжили почти только собственно крылышки (и Авиация и Космонавтика), но читать выжившие крылышки невозможно. Их НЯП даже бесплатно начали распространять в электронном виде за невостребованностью...
Но подпитка от предприятий - поставщиков материалов уровня пионерской стенгазеты позволяет существовать...
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы