Покрытие финишным лаком (конкретно АВ-4д, ныне НЦ-134) предписывалось для аэролаков АII техусловиями, для АМТ - НИАС-43, причем не для блеска, а для упрочнения и сглаживания покрытия (АВ-4д - чистый коллоксилин, после высыхания он прочнее и ровнее, чем смесь коллоксилина с пигментами в аэролаках). Делалось ли это реально - кто знает. Про полировку не слышал.
АВ-4д/в присутствует в номенклатуре лаков и красок НКАП военных лет. Политуру не нашел
Добавлено: Вс Окт 27, 2024 9:23 am
Заголовок сообщения:
mgolovanov писал(а):
Покрытие финишным лаком (конкретно АВ-4д, ныне НЦ-134) предписывалось для аэролаков АII техусловиями, для АМТ - НИАС-43, причем не для блеска, а для упрочнения и сглаживания покрытия (АВ-4д - чистый коллоксилин, после высыхания он прочнее и ровнее, чем смесь коллоксилина с пигментами в аэролаках). Делалось ли это реально - кто знает.
"Марксы" в ЦСА пишут что в ходе пр-ва И-16 на 21 з-де (по крайней мере до июля 1936 г) для окончательной отделки использовали масляный лак по покрытию аэролаками АII.
Кроме того, аэролаки АII после высыхания сами по себе давали демаскирующее глянцевое покрытие.
Добавлено: Вс Окт 27, 2024 9:57 am
Заголовок сообщения:
Собственно я не настаиваю, что полировали и не просто так использовал "вроде", так что постановка вопроса Михаилом правильная.
Возможно как "полировку" воспринимали лак? Навскидку -
"Некоторые фрагменты из истории 434-го ИАП сохранились, благодаря воспоминаниям летчика этого полка Ф.Ф. Прокопенко:
"Когда-то эту машину (Як-9), - рассказывал Федор Федорович, - главный конструктор Яковлев лично подарил полковнику В.И. Сталину. Самолет был изготовлен, как говорили, по специальному заказу: полированный фюзеляж..."
"От серийного Як-9Т самолет Як-9У имел следующие основные отличия:
- произведена полировка передней кромки крыла."
Не исключаю же, вот ещё в тему - "Опытный образец нового истребителя И-301 окрашивался смоляным лаком № 1, который представлял собой тот же клей ВИАМ Б-3, только более жидкой консистенции, и состоял из фенолфор-мальдегидной смолы, "контакта Петрова" в качестве кислотного отвердителя и этилового спирта или ацетона. Если такой лак применялся без красителя, то давал прочное покрытие красно-коричневого или темно-вишневого цвета. Для снижения сопротивления его полировали. Вот так получился "рояль".
Но другое можно игнорировать? Про полировку Як-9У выше было из ЦАМО, ф. 35, оп. 11287, д. 2383, т.е. фактически имеем уже документ.
Или ещё:
- "Качество окраски советских самолетов военного периода была низкой. Вот как ее оценивал 20 сентября 1945 года главный инженер 1-го гвардейского иак подполковник Большаков: «Ла-7, поступившие с заводов № 21 и № 381 имеют неудовлетворительную отделку покраски с большими шероховатостями и трещинами по шпону, что в частях приходится переделывать. Полировка на заводах отсутствует (как бы намекает, что должна быть), качество самой покраски очень низкое, после дождя остаются белые пятна, и в конечном счете самолет становится белым».
- "перед наступлением на Берлин части 2-го иак, базировавшиеся на аэродромах Заган и Зорау, собрали всю технику, ранее оставленную на старых аэродромах базирования, с мест вынужденных посадок и приступили к ее ремонту. Весь технический состав был брошен на приведение истребителей в исправное состояние. В результате на 217 самолетах Ла-5, Ла-7, Як-9 и Як-3 было полностью возобновлено и отполировано лакокрасочное покрытие. При этом использовались трофейные лакокрасочные материалы."
- "В том же 1943 г. проводились совместные (ОКБ и ЛИИ) ис-
пытания Як-7Б 31-й серии (N31-01) с форсированным двигате-
лем. Основные отличия самолета: антенна и мачта антенны уб-
рана внутрь фюзеляжа; носки крыла и оперения отполированы на
30% хорды"
- "Два прототипа (ЛаГГ-1), которые проходили испытания в 1940-1941 годах. Их характерной особенностью была очень тщательная отделка поверхности. Для снижения аэродинамического сопротивления и улучшения летных данных эти самолеты целиком покрыли лаком и отполировали до зеркального блеска."
- "щитки-закрылки хорошо прилегали к задней кромке крыла, деревянная обшивка была зашпатлевана и отполирована. Самолет покрасили стандартно для большинства МиГ-3 последних серий – сверху и с боков зеленой краской, а снизу – голубой, но поверх покрыли хорошим слоем полуматового бесцветного лака, придав обшивке «яичный блеск» (про МиГ-3У)"
- "В общей сложности можно было облегчить вес самолёта на 11% от общего веса. Провестя такую реконструкцию Як-1 можно было только в заводских условиях. Командующий армии генерал С. И. Руденко решил лично сам вылететь на Саратовский авиазавод. Рабочих и руководство этого завода не пришлось долго уговаривать, они понимали важность предложения лётного состава. И даже сами предложили кое-что для облегчения самолётов. На заводе решили тщательно полировать поверхность Як-1, чтобы за счёт уменьшения лобового сопротивления увереннее набирать так необходимые истребителю километры скорости. Коллектив завода пообещал в кратчайший срок дать машины, какие мы просили. Слово они своё сдержали, и через неделю мы получили 6 облегчённых самолётов Як-1."
- "Як-3Т ВК-105ПФ-2 - отполированы лобовые части крыла и оперения;"
- "Эксплуатация Як-3 в 1-м гиап выявила неудобства для выборки стреляных гильз и звеньев пушки, для чего приходилось вскрывать четыре капота, что по сравнению с Як-9 было крайне неудобно.
Особое внимание в полках дивизии уделялось сохранению материальной части, хранившейся под открытым небом. В частности, при подготовке Як-3 к летнему сезону была произведена подкраска и ремонт верхнего покрытия, а также полировка поверхности планера"
- "Крыло (ЛаГГ-3) деревянное, разъемное, двухлонжеронное. Оно состояло из центроплана, соединявшегося с фюзеляжем и двух консолей. Лонжероны из ламинированной древесины, так называемой дельта-древесины - сосновый шпон склеенный клеем ВИАМ Б-3. Между лонжеронами в центроплане находились фанерные крепления для топливных баков, а в передней части центроплана находились колесные ниши главного шасси.В левом крыле находился посадочный прожектор (исключая машины 66-й серии), а на законцовках крыла установлены цветные навигационные огни.Крыло имело двояковыпуклый асимметричный профиль НАСА 23016 у основания и НАСА 23010 у законцовок толщиной 16% и 10%. Стреловидность крыла 6,5 гр. Каждое крыло имело 15 нервюр, вырезанных из дельта-древесины. Обшивка крыла фанерная, толщиной от 2,5 до 4 мм. Поверхность крыла оклеивалась полотном АВРК и шпаклевалась, а затем полировалась."
- "Мы тогда еще на «лаггах» летали. У меня был замечательный самолет, пятиточечный первых выпусков, хорошо отполированный"
Про полировку Як-9У выше было из ЦАМО, ф. 35, оп. 11287, д. 2383, т.е. фактически имеем уже документ
Это "исторический документ", проще говоря, воспоминания очевидца. Как и все прочее вышеприведенное
Я имел в виду документ технический - что-то хотя бы такое
Ничего подобного в применении к аэролакам АII и АМТ нет.
Кстати, можно заметить, что для собственно полировки (пастой и политурой) одного или двух слоев аэролака совершенно недостаточно. Для автомобильных нитроэмалей, как видим, требуется минимум три слоя. А сияющие американские автомобили покрывались для зеркальной "салонной" полировки и 10-11 слоями.
Это первое, а второе - полировочные пасты и политура (полировочная вода, полироль) должны быть в номенклатуре авиапромышленности. Там их нет, есть только "Паста полировочная для органического стекла". А без политуры блеска никакого не будет
Т.е. несколько человек выше вводят нас в заблуждение говоря о полировке? Допускаю, что Гайдаенко, например, глядя на свой новый блестящий ЛаГГ мог спутать это с просто глянцевым лаком... Но вот воспоминания конкретно про полировку с деталями-обстоятельствами? Не думаю
Ну тут товарищ Степанец уже прямо величает полировкой финишную зачистку шпатлевки шкуркой № 0 (это самая мелкая), то есть шлифовку, ПЕРЕД окраской
Если уж Степанец (не маляр, но все же авиаинженер) не напрягается с терминологией, что говорить об авторах "исторических документов". Я бы закончил на том, что под полировкой они имеют в виду просто добросовестно прошпатлеванный-отшлифованный и ровненько окрашенный краскопультом самолет, выпущенный не в конце месяца. Ну, может, финишным лаком еще
mgolovanov
А к чему натягивание шлифовки на полировку? Цитаты про неё как бы намекают, что это не повсеместная практика и не всегда, и не везде. Или "передняя кромка, 30% хорды" это тоже словоблудие авторов, специально дополнивших его выдуманными для правдоподобности деталями?
Могу привести кучу примеров исполнения деталей самолётов, не отраженных в технических описаниях/противоречащих ним - это как то отменяет факт их существования?? Как и полировки в данном случае
Видится так
Чем чище поверхность , тем ровнее ляжет лак, соответственно и блеску больше будет
Предварительная полировка это обеспечивает
О чем и написал Степанец
Добавлено: Пн Окт 28, 2024 8:43 am
Заголовок сообщения:
mgolovanov писал(а):
Ну тут товарищ Степанец уже прямо величает полировкой финишную зачистку шпатлевки шкуркой № 0 (это самая мелкая), то есть шлифовку, ПЕРЕД окраской
Согласен, на мой взгляд тоже речь идет о качественной окраске после предварительной шлифовки, а не о полировке после окраски. Ну и в конце концов, камуфляж и полировка сами по себе вещи, несовместимые в военное время, т.к. блеск наружных поверхностей является прямым демаскирующим фактором, с коим и боролись вводя в аэролаки 2-ого покрытия матирующие добавки (в результате чего и получили АМТ). То, о чем пишет коллега jetac - вынужденные меры, призванные посредством улучшения качества отделки хоть как-то повысить скоростные хар-ки, что в свою очередь снижало маскирующие свойства, но как говорится их 2-х зол приходилось выбирать меньшее.
PS. А что так всё в полировку уперлось? И без неё покрытие аэролаками АII само по себе давало глянцевую поверхность, плюс еще финишный лак.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы